условия использования материалов
|
|
Журнал "Ремедиум " за 2007 год
[МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ]
ДЛО: анализируя причины кризиса
Говоря о недостатках программы ДЛО, все-таки справедливо будет отметить и положительные моменты ее реализации. Прежде всего, впервые за многие годы отдельные категории граждан Российской Федерации смогли получить бесплатные ЛС и изделия медицинского назначения.
До введения этой программы льготы, закрепленные нормами федерального законодательства, не были подкреплены бюджетным финансированием. Кроме того, полностью отсутствовал механизм реализации льгот, что делало невозможным исполнение норм законов. Именно монетизация льгот явилась механизмом реализации норм законодательства. И что бы ни говорилось далее о кризисе программы ДЛО, необходимо констатировать, что до ее реализации льготные категории граждан вообще не получали никакой медпомощи на федеральном уровне. Вторым положительным моментом является участие в программе ДЛО отечественной фармпромышленности, получившей дополнительное финансирование за счет средств ФФОМС, что, безусловно, способствовало ее развитию. Практически речь идет о государственном финансировании частных (за небольшим исключением) предприятий. Как следствие такой экономической политики - рост прибыльности отрасли и ее инвестиционной привлекательности.
Краткая хронология программы ДЛО.
Начало практической реализации программы с 1 января 2005 г. было сопряжено с высокой социальной напряженностью, что объяснялось как налаживанием механизма реализации во всех 88 (!) субъектах РФ, так и нескоординированностью действий федеральных органов исполнительной власти, ФФОМСа, субъектов РФ, прочих участников. Правом на получение государственной социальной помощи на 1 января 2005 г. обладали 14,7 млн. граждан. После стартового периода, начиная с весны 2005 г., наступил период стабилизации программы. Поток ЛС дошел до льготных категорий граждан. Более того, к лету 2005 г. стало ясно, что средства, выделяемые из федерального бюджета для реализации программы (50,8 млрд. руб.), не будут использованы в полном объеме. Данное обстоятельство позволило Министерству здравоохранения и социального развития РФ уже 31 марта 2005 г., а потом и в августе 2005 г. внести изменения в нормативную базу, увеличив тем самым количество наименований ЛС, отпускаемых по специальным рецептам врачей1234 К этому моменту Росздравнадзору удалось скорректировать зарегистрированные цены на ЛС, по которым производители имели право реализовывать медикаменты в рамках федеральной программы и которые в стартовый период иногда были выше коммерческих цен на те же препараты (о причинах данного факта - см. ниже). Из выделенных 50,8 млрд. руб. освоено было не более 45 млрд. рублей. Количество граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, выросло к 1 октября 2005 г. на 11,3% и составило 16,093 млн. человек. Все было оптимистично. Однако с 1 января 2006 г. в силу вступала норма п. 4 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», предусматривающая право граждан отказаться от набора социальных услуг и получить вместо них денежные средства. Вполне логично, что к 1 октября 2005 г. граждане, имевшие право на льготу, но на практике получавшие ЛС (естественно, что сами граждане оценивали стоимость получаемых лекарств по коммерческим ценам) на сумму менее 400 руб. в месяц, предпочли отказаться от натуральной льготы в пользу денежной компенсации, осуществив тем самым декларируемую монетизацию. Количество граждан, изъявивших желание получить в 2006 г. социальные льготы в форме дополнительного лекарственного обеспечения сократилось на 46,5% и составило 8,6 млн. человек. Но это были уже не те льготники, что в 2005 г. «Среднестатистический» льготник, выбравший программу ДЛО в 2006 г., имел гораздо больше проблем со здоровьем, чем «среднестатистический» льготник в 2005 г.
Вернуться назад
Архив номеров
Archive of "Remedium"
2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003
|
|