Preview

Количественный анализ продуктовых портфелей российских фармацевтических производителей и их классификация

https://doi.org/10.21518/1561-5936-2019-11-8-15

Полный текст:

Аннотация

Предпосылки исследования. Активный рост российской фармацевтической промышленности актуализировал изучение моделей бизнеса, реализуемых представителями отрасли. Ключевым элементом бизнес-моделей фармацевтических производителей является портфель выпускаемой ими продукции, обладающий качественными и количественными характеристиками. Цель исследования - количественный анализ продуктовых (номенклатурных) портфелей российских фармацевтических производителей и их классификация по степени диверсифицированности. Методика исследования. Исследование проведено с использованием данных IQVIA о продажах российских производственных компаний с объемом продаж на внутреннем рынке по итогам 2018 г. не менее 500 млн руб. Анализ включал поэтапную балльную оценку широты номенклатуры и концентрации продаж в разрезе трех элементов - фармакотерапевтических групп, МНН, отдельных форм выпуска. Результаты. Получена классификация портфелей (всего 21 вариант) с использованием составленного из баллов трехзначного «кода», характеризующего степень диверсифицированности портфелей в разрезе трех элементов анализа. В результате суммирования баллов трехзначного «кода» сформирован рейтинг компаний, на основе которого выделены три группы производителей по степени диверсификации портфелей. Заключение. Классификация продуктовых портфелей, полученная в результате их количественного анализа, может быть использована в качестве одного из элементов описания бизнес-моделей, а также в целях наиболее общей оценки коммерческих рисков, характерных для представителей российской фармацевтической промышленности.

Об авторах

Е. О. Трофимова
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
Россия


Л. Е. Ясинская
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
Россия


Список литературы

1. Кравченко Н.А., Юсупова А.Т. Российские фармацевтические компании: бизнес-модели лидеров рынка. Вопросы экономики. 2019;(8):127-138. doi: 10.32609/0042-8736-2019-8-127-138.

2. Климанов Д.Е., Третьяк О.А. Использование сетевого подхода к анализу бизнес-модели: пример российского фармацевтического рынка. Российский журнал менеджмента. 2019;14 (2):77-100. doi: 10.21638/11701/spbu18.2016.204.

3. Климанов Д.Е., Третьяк О А. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции. Российский журнал менеджмента. 2014;12 (3):107-130. Режим доступа: https://rjm.spbu.ru/article/view/199.

4. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Паблишер; 2018. 288 с.

5. Edmunds R., Pisani J., Strang D. Pharma's identity crisis. Four strategies for creating value in life sciences. Strategy+Business. 2016, June 15. Available at: https://www.strategy-business.com/article/ Pharmas-Identity-Crisis?gko=ac347.

6. Edmunds R., Pisani J., Strang D., Swanick M. Beyond 2020: Building Strategic Coherence in the New Health Economy. Pharmaceutical Executive, March 2016. Available at: https://www. pwc.com/vn/en/industries/assets/beyond-2020.pdf.

7. Kravchenko N.A., Yusupova A.T. Russian pharmaceutical companies: Business models of market leaders. Voprosy Ekonomiki. 2019;(8):127-138. (In Russ.) doi: 10.32609/0042-8736-2019-8-127138.

8. Klimanov D.E., Tretyak O.A. Application of a Network-Based Approach for Business Model Analysis: The Example of Russian Pharmaceutical Market. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta = Russian Management Journal. 2019;14 (2):77-100. (In Russ.) doi: 10.21638/11701/spbu18.2016.204.

9. Klimanov D.E., Tretyak O.A. Business Models: Major Research Directions and Search of Conceptual Foundations. Rossiyskiy zhurnal menedzhmenta = Russian Management Journal. 2014;12 (3):107-130. (In Russ.) Available at: https://rjm.spbu.ru/article/view/199.

10. Osterwalder A., Pigneur Y. (2018). Building business models. Handbook of the strategist and innovator. Moscow: Alpina Publisher; 2018. 288 с.

11. Edmunds R., Pisani J., Strang D. Pharma's identity crisis. Four strategies for creating value in life sciences. Strategy+Business. 2016, June 15. Available at: https://www.strategy-business.com/article/ Pharmas-Identity-Crisis?gko=ac347.

12. Edmunds R., Pisani J., Strang D., Swanick M. Beyond 2020: Building Strategic Coherence in the New Health Economy. Pharmaceutical Executive, March 2016. Available at: https://www. pwc.com/vn/en/industries/assets/beyond-2020.pdf.


Для цитирования:


Трофимова Е.О., Ясинская Л.Е. Количественный анализ продуктовых портфелей российских фармацевтических производителей и их классификация. Ремедиум. 2019;(11):8-15. https://doi.org/10.21518/1561-5936-2019-11-8-15

For citation:


Trofimova E.O., Yasinskaya L.E. Quantitative of the Russian pharmaceutical manufacturers and their classification. Remedium. 2019;(11):8-15. (In Russ.) https://doi.org/10.21518/1561-5936-2019-11-8-15

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1561-5936 (Print)
ISSN 2658-3534 (Online)