Preview

Распространенность и эффективность разных видов рекламы и PR-инструментов, используемых в аптеках Королевства Саудовской Аравии

https://doi.org/10.21518/1561-5936-2020-7-8-70-78

Полный текст:

Аннотация

Целью данного исследования было определение эффективности и распространенности разных видов рекламы и PR-инструментов, используемых фармкомпаниями в аптеках, на основе изучения мнений участников процесса продвижения товаров аптечного ассортимента. В исследовании использовался метод собственно-случайной бесповторной выборки. Сбор данных осуществлялся в аптеках г. Эр-Рияд (Королевство Саудовской Аравии) путем прямого полевого анкетирования и интервьюирования при помощи специально разработанной анкеты, а также посредством опросно-статистического программного обеспечения Sphinx в сети Интернет.Относительная значимость распространенности и средняя оценка эффективности были определены для всех изучаемых маркетинговых инструментов в разных группах респондентов: представителей фармкомпаний, фармацевтов, потребителей и всех респондентов в целом. Межиндивидуальные различия показателей распространенности и оценки эффективности были определены путем вычисления коэффициента вариации, тогда как межгрупповые различия определялись по данным однофакторного дисперсионного анализа и апостериорного теста Шеффе. Результаты исследований показали, что, по общему мнению всех опрошенных и по мнению респондентов отдельных групп, наиболее распространенным в аптеках PR-приемом являются подарки с логотипом фармкомпании. Этот же инструмент был оценен и как самый эффективный (с наибольшей средней оценкой эффективности) в группах потребителей, фармацевтов и всех респондентов. Самым распространенным видом рекламы, используемым в аптеках, по общему мнению всех опрошенных, оказалась наружная печатная реклама, а самой эффективной названа видеореклама, расположенная внутри торгового зала аптеки.Результаты настоящего исследования позволяют понять, какие PR-инструменты и виды рекламы чаще используются в аптеках и какие являются более эффективными, оказывая наибольшее влияние на принятие потребителем решения о покупке.

Об авторах

Ю. . Бен Саид
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Россия


Н. В. Пятигорская
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Россия


Список литературы

1. Al-Haddad M.S., Hamam F., Al-Shakhshir S.M. General public knowledge, perceptions and practice towards pharmaceutical drug advertisements in the Western region of KSA. Saudi pharmaceutical Journal. 2014;22(2):119-126. doi: 10.1016/j.jsps.2013.03.002.

2. Gagnon M.A., Lexchin J. The cost of pushing pills: a new estimate of pharmaceutical promotion expenditures in the United States. Plos Medicine. 2008;5(1):29-33.

3. Osinga E.C., Leeflang P.S.H., Srinivasan S., Wieringa J.E. Why do firms invest in consumer advertising with limited sales response? A shareholder perspective. Journal of Marketing. 2011;75(1):109-124. doi: 10.1509/jmkg.75.1.109.

4. Parker R.S., Pettijohn C.E. Pharmaceutical Drug Marketing Strategies and Tactics. Health Marketing Quarterly. 2006;22(4):27-doi: 10.1300/J026v22n04_03.

5. Prescription drugs and mass media advertising. NIHCM Foundation Research Brief, 2000. Available at: https://www.nihcm. org/pdf/DTCbrief.pdf. (accessed date: 10.04.2020).

6. Robinson A.R., Hohmann K.B, Rifkin J.I. et al. Direct-to-Consumer Pharmaceutical Advertising Physician and Public Opinion and Potential Effects on the Physician-Patient Relationship. Arch Intern Med. 2004;164(4):427-432. doi: 10.1001/archinte.164.4.427.

7. Donohue J.M., Berndt E.R. Effects of direct-to-consumer advertising on medication choice: the case of antidepressants. Journal of Public Policy & Marketing. 2004;23(2):115-127.

8. Liu Q., Gupta S. The impact of direct-to-consumer advertising of prescription drugs on physician visits and drug requests: empirical findings and public policy implications. International Journal of Research in Marketing. 2011;28:205-217. doi: 10.1016/j. ijresmar.2011.04.001.

9. Hughes D.E. This ad’s for you: The indirect effect of advertising perceptions on salesperson effort and performance. Journal of the Academy of Marketing Science. 2013;41(1):1-18. doi: 10.1007/s11747- 011-0293-y.

10. Корыстов И.Л. Маркетинговые факторы, определяющие рост аптечных продаж. Экономический вестник фармации. 2004;(11).

11. Brown J.L. Physician Exposure to Direct-to-Consumer Pharmaceutical Marketing: Potential for Creating Prescribing Bias. The American Journal of Medicine. 2017;130(6):PE247-E248. doi: 10.1016/j.amjmed.2016.12.023.

12. Wazana A. Physicians and the Pharmaceutical Industry: Is a Gift Ever Just a Gift? JAMA. 2000;283(3):373-380. doi: 10.1001/ jama.283.3.373.

13. Weinmeyer R. Direct-to-consumer-advertising of drugs. Virtual Mentor. 2013;15(11):954-959. doi: 10.1001/virtualmentor.2013.15.11. hlaw1-1311.

14. Rosenthal M.B., Berndt E.R., Donohue J.M., Epstein A.M., Frank R.G. Demand Effects of Recent Changes in Prescription Drug Promotion. Forum for Health Economics & Policy. 2003;6(1). doi: 10.2202/1558-9544.1044.

15. Moser R., Freeman G.L., Loudon D., Stevens R. An empiri- cal analysis of consumers’ attitudes toward pharmacies’ advertising, Health Marketing Quarterly, 2018;35(2):100-119. doi: 10.1080/07359683.2018.1490545.

16. National Conference of State Legislatures. October 2013. Marketing and direct-to-consumer advertising (DTCA) of phar- maceuticals. Available at: http://www.ncsl.org/research/health/ marketing-and-advertising-of-pharmaceuticals.aspx.

17. Zaki N.M. Pharmacists’ and physicians’ perception and exposure to drug promotion: A Saudi study. Saudi Pharmaceutical Journal. 2014;22:528-536. doi: 10.1016/j.jsps.2014.02.008.

18. Hasenmeyer V., Topić M. The impact of public relations on the pharmaceutical industry: A case study of living like you campaign. Journal of Medical Marketing. 2017;15(3-4):174579041770603. doi: 10.1177/1745790417706036.

19. Berger J.T. Pharmaceutical Industry Influences on Physician Prescribing: Gifts, Quasi-Gifts, and Patient-Directed Gifts. American Journal of Bioethics. 2003;3(3):56-57. doi: 10.1162/15265160360706615.

20. Burashnikova I.S., Ziganshin A.U., Ziganshina L.E. Attitudes to pharmaceutical promotion techniques among healthcare profes- sionals in the Republic of Tatarstan, Russia. International Journal of Risk & Safety in Medicine. 2008;20(1/2):57-71. doi: 10.3233/JRS- 2008-0425.

21. Schramm J., Andersen M., Vach K., Kragstrup J., Kampmann J.P., Søndergaard J. Promotional methods used by representatives of drug companies: A prospective survey in general practice. Scandinavian Journal of Primary Health Care. 2007;25(2):93-97. doi: 10.1080/02813430701339659.

22. Kremer S.T.M., Bijmolt T.H.A., Leeflang P.S.H., Wieringa J.E. Generalizations on the effectiveness of pharmaceutical promo- tional expenditures. International Journal of Research in Marketing. 2008;25(4):234-246. doi: 10.1016/j.ijresmar.2008.08.001.

23. Лагуткина Т.П., Таболова А.К. К вопросу построения типологических моделей фармацевтических компаний. Вестник Воронежского университета. Серия: Химия. Биология. Фармация. 2004;(2):232-237.

24. Бен Саид Ю. Изучение распространенности маркетинговых технологий продвижения лекарственных средств, применяемых фармкомпаниями в аптеках г. Эр-Рияд. Journal of Medical and Pharmaceutical Research. 2018;1(4).

25. Чупандина Е.Е., Дагир С. Обзор основных подходов в продвижении лекарственных препаратов на российском рынке. Медицина и образование в Сибири. 2015;(5).

26. Regulatory Framework for Drug Promotion and Advertising. Saudi Food & Drug Authority. Version 1.2, 2016. Available at: https://www.sfda.gov.sa/en/drug/drug_reg/Regulations/Drug- Req-587324.pdf.

27. Alamodi A. Assessment of Consistency between Claims and References Referred to in Pharmaceutical Advertising Brochures in the Kingdom of Saudi Arabia. Cureus. 2019;11(1):e3907. doi: 10.7759/ cureus.3907.

28. Familmaleki M., Aghighi A., Hamidi K. Analyzing the Influence of Sales Promotion on Customer Purchasing Behavior. Int J Econ Manag Sci. 2015;(4):243. doi: 10.4172/2162-6359.1000243.


Для цитирования:


Бен Саид Ю..., Пятигорская Н.В. Распространенность и эффективность разных видов рекламы и PR-инструментов, используемых в аптеках Королевства Саудовской Аравии. Ремедиум. 2020;(7-8):70-78. https://doi.org/10.21518/1561-5936-2020-7-8-70-78

For citation:


Ben Yu..., Pyatigorskaya N.V. Prevalence and effectiveness of different types of advertising and PR tools among community pharmacies in Saudi Arabia. Remedium. 2020;(7-8):70-78. (In Russ.) https://doi.org/10.21518/1561-5936-2020-7-8-70-78

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1561-5936 (Print)
ISSN 2658-3534 (Online)